Первые дни

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Сообщение AlexKM » 14 сен 2019, 08:44 » #2157313

Сказать, что венецианский период жизни семьи Армашевых был безоблачным – не скажешь. Венецианские дожи, с одной стороны, с радостью принимали беженцев-армян, как из Великой Армении, так и из Киликии, но принимали их в качестве ремесленников, купцов, солдат наемной армии. Единицы даже младших нахараров, обосновавшихся в Венеции, смогли подтвердить свое дворянское достоинство и то, только те, кто либо шел служить в армию, либо успевших приобрести землю в Венеции во время ранних эмиграций 11-12 веков. Даже надеяться на возможность строительства своего дома в Венеции со складами и магазином было нереально. Максимум, на что можно рассчитывать – на проживание всей семьи в паре-тройке меблированных комнат с питанием в Армянском доме рядом с площадью Св. Марка на Калле де Армини, аренду лотка в торговые дни на площади Св Марка и аренду охраняемых складов возле каналов. Пожив некоторое время в Венеции, Армашевы поняли, что в Венеции правят не дожи – они сами находятся в услужении у Его Величества – Золотого Тельца. Здесь все делается не для пользы города, а для пользы Золотого Тельца, ради прибыли. Наверное, это было одной из основных причин переезда через пару десятков лет семьи из Венеции. Казалось бы, друзья – венецианские купцы, с которыми семья имела дело более века в Айасе, могли бы оказать помощь в ведении и активизации дела, фактически от оказания помощи отказались, согласившись только на принятие финансового участия Армашевых в их делах, снимая при этом немалую маржу с полученных ими доходов. А принять участие в экспедициях самостоятельно – означало поездки в Сирию и в Египет, с которыми в свое время Киликия воевала (хотя в Сирии и была не малая армянская диаспора). Так, во времена Киликийского королевства в Антиохийском княжестве проживало около 30 тысяч населения, из которых более 10 тысяч было армянами. Несмотря на то, что княжество относилось к христианским государствам, основанным крестоносцами, подавляющее большинство правителей и князей Антиохии имели армянские корни. Но, после захвата территорий Килиикии, Антиохии, Триполи, Иерусалима египетскими султанами, количество христиан в них резко уменьшилось. Практически не стало католиков (не разделяем их по нациям, но дольше всех продержались тамплиеры), греков, более чем в 3 раза уменьшилось число армян, и то – остались только ремесленники и малая толика купцов. Не имея перспективы в Венеции, опять снарядив, правда уже 3 корабля, семья Армашевых отправилась в Геную – извечному противнику Венеции.

На этом Лукиан вдруг оборвал свой рассказ: «Вот мы и пришли. Увы, я не успел рассказать всего о своей семье, но кое о чем Вы теперь знаете. Как-нибудь, я Вам, Ваня, все дорасскажу. А вот в отношении Вас могу посоветовать одно – ничему не удивляйтесь и, конечно, не отрицайте того, что там будет говориться. А теперь пойдемте, нас ждут.» С этими словами Армашев со своим юным спутником вошел в двери Губернского Дворянского собрания.

Их действительно здесь ждали. Даже встречать вышел товарищ председателя губернского собрания. Он провел их к гардеробу, где услужливые служители приняли у них шубу, шинель, головные уборы и калоши. Затем зашли в зал, который был оформлен в Рождественских мотивах. Ряды кресел, столы для заседаний были убраны, и из столовых собрания были собраны и расставлены столы, стулья. Сервировка столов фарфоровыми сервизами, серебряными приборами, хрустальными наборами фужеров и рюмок, заслуживала самого искреннего восхищения. А уж выставленные батареи бутылок водок, настоек, коньяков, вин, тихих и игристых, блюда закусок, икорницы, масленки, селедочницы со всем содержимым непроизвольно вызывали слюноотделение. Появление Армашева и Белоусова в зале сопровождалось возгласами: «Господа, к столам! Готовьте закуски. Тем более, первая звезда уже давно на небе!» Товарищ председателя провел Армашева и Белоусова за небольшой стол, стоящий в первом ряду столов, ближайших к столу председателя губернского собрания. Столик был сервирован на отличку от других очень бедно. Одинокая бутыль хлебного вина № 1, несколько бочковых «спелых» огурцов, миска квашеной капусты, нарезанная нечищеная селедка, каравай ржаного хлеба, пара стопок-чарок, украшали стол. Армашев шепнул Ивану: «Не удивляйся, садись за стол – это намек на жизнь простолюдина. Но, поднять тост не бойся – водка и закуска отличного качества, хоть и простая.»

Тут прозвучал звон колокольчика председателя Собрания, действительного статского советника, камергера, гофмейстера, президента старейшего аграрного общества – Императорского общества сельского хозяйства Юга России, член Государственного совета, кавалера орденов Белого орла, Cв. Владимира 2-й степени, Св. Анны и Св. Станислава 1- й степени, Сухомлинова Николая Федоровича. «Господа! Сегодня мы встречаемся в этом году последний раз. Через несколько часов наступит величайший праздник всего христианства – Рождество Христово. Hо у нас сегодня есть еще один немалый повод встретиться все вместе и поприветствовать новых членов нашего дворянского общества. Причем, читая представленные материалы и дотрагиваясь до предоставленных документов, свидетельств и доказательств одного из них, я вдруг ощутил чувство преклонения перед этим человеком, его семьей, ибо это уносило меня почти на тысячелетие в глубину истории. Ибо эти документы времен царства Великой Армении, королевства Киликии, Генуэзской республики. В другом случае я был рад тому, что, наконец, найдена третья последняя ветвь достойного казацкого рода, представители двух ветвей которого уже среди нас. Причем, все необходимые документы представил наш, уже достаточно известный не по годам, самый юный из чиновников по особым поручениям при губернаторе в Российской Империи. В связи с этим, предлагаю следующую повестку нашего праздничного заседания. Сначала выступит наш председатель геральдического совета Губернского дворянского собрания. Далее, я выполню приятное поручение нашего губернатора, поступившее буквально в последние полчаса. Затем чествование наших вновьприбывших членов нашего общества и, наконец, празднование Рождества Христова. Итак, господа, прошу успокоиться и выслушать краткий доклад нашего герольда.»

Иван с любопытством погрузился в высокопарный доклад председателя геральдического совета, первая часть которого была посвящена роду Армашевых. Ивану было интересно слушать этот доклад, несмотря на то, что совсем недавно рассказ о событиях многовековой давности он прослушал из уст самого Армашева. Особо интересно было услышать о том, что сам Армашев не успел ему дорассказать – об участии семьи в битвах с Венецианской республикой, по итогам которых род был возведен в рыцарское достоинство, о том, как род чуть не прервался в морском бою в Эгейском море в битве с кораблями Турецкой империи. О переселении семьи сначала просто в Трансильванию, в Клуж-Напоку, о возглавлении представителем семьи румыно-армянского ополчения о боях с турецкими янычарами при Клуж-Напоке, об отступлении к Будапешту, поселении в Пеште, возглавлении армянского ополчения при защите Будапешта от турок. О возведении в рыцарское достоинство Венгерского королевства. О начавшемся притеснении православных и представителей армянской апостольской церкви. О трудном переселении в Россию, c притеснении гармашами (сборщиками налогов) в вассальных Турции Дунайских княжествах. О неправильной записи фамилии при пересечении границы Российской Империи (по аналогии с Айвазовскими). О поселении в Xepсонской губернии и шагах в ней, достойных дворянского звания.

По окончании первой части доклада, слово вновь взял Предводитель губернского дворянства Сухомлинов Николай Федорович: «Дорогие друзья. Вы выслушали доклад нашего герольда о внесении в список дворян Херсонской губернии господина Армашева Лукиана с чадами и домочадцами. От себя хочу добавить. Как вы знаете, несколько лет назад я выдал свою дочь замуж. Теперь она княгиня Аргутинская-Долгорукова. Я считаю честью породниться с этой семьей, но не потому, что они князья Российской Империи с 1783 года. История этого армянского княжеского рода Аргута (Аргутовых) уходит в 1062 год. А это более чем на век моложе рода Армашевых. От себя же могу только сказать, что более достойных представителей, чем представители древних армянских дворянских родов, я не знаю. Поэтому, призываю Вас, господа, утвердить решение геральдической комиссии в отношении господина Армашева. А теперь продолжим заслушивание нашего герольда.»

Председатель геральдической комиссии продолжил свой короткий доклад: «Господа, наверное все мы знаем известнейшую картину знаменитого художника Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Как вы понимаете, пустить на самотек написание столь важного документа, атаман, пусть такого вольного образования, как Запорожская Сечь, не мог. И, поэтому, на картине, среди простых, а может и нет, казаков, мы можем видеть сичевого (генерального) писаря и сичевого есаула. Правда, присутствующий на эскизах есаульский бунчук, на картине исчез, но ведь никуда не делись его роскошные седые (белые) усы, от которых и пошло его прозвище Билоус. Все знают, что проживание в Сечи женщин было законодательно запрещено. Но семья у сичевого есаула Билоуса была, было и три сына. По заветам своего отца они, и их потомки, служили в разных полках (куренЯх). Потомки старшего и среднего сыновей при ликвидации Запорожской Сечи остались на территории Сечи, частью которой была и территория современной Xepсонской губернии. Учитывая, что все они служили в командных чинах сотенных командиров-есаулов, куренных (полковых) есаулов, то, как представителям казачьей старшИны, им было предоставлено потомственное российское дворянство. Большая часть куренЯ, в котором служил в то время сотенным командиром потомок младшего сына Билоуса, решила податься в реестровые линейные казаки Черноморского войска. Ушел в низовья Дона и на Кубань и младший потомок Билоуса. Там, в боях с ногайцами и черкесами и затерялись следы младшей ветви Билоусов. Но в прошлом веке, уже после Отечественной войны, на территории Xepсонской губернии, с небольшой группой бывших черноморских казаков с семьями, появился есаул в отставке по прозвищу Билоус. О том как создавалось имение Медвежий Угол в Бобринецком, а в последствии, Елисаветградском уезде, герольд упомянул скользом. Но, зато, концовка его выступления была потрясающей. Как доказательство родства нам было предъявлено наградное оружие с надписью на латыни (один из официальных языков Гетманщины) – «Генеральному есаулу Билоусу». С этими словами герольд достал из стоявшей у стены горки пару турецких пистолей, богато украшенных серебром, золотом, перламутром и драгоценными камнями, завернутыми в выцветшую шляхетскую епанчу. А теперь позвольте вернуть эту семейную реликвию хозяину.” Вышедший из-за стола губернского предводителя дворянства председатель геральдического комитета подошел к Ивану и с поклоном передал увесистый сверток. Опять мгновенно покрасневший Иван с благоговением принял пистоли и епанчу. В заключении герольд предложил внести в список дворян Xepсонской губернии господина Белоусова Ивана Ильича, как представителя младшей ветви Билоусов. Поднявшийся из-за стола губернский предводитель дворянства предложил утвердить решение геральдической комиссии в отношении господина Белоусова.
Бытие определяет сознание, а основа бытия - рыбалка

За это сообщение автора AlexKM поблагодарил:
Саша (14 сен 2019, 08:55)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

AlexKM
Профи

благодарности: 4
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 4)
 
Сообщения: 3688
Стаж: 17 лет 3 месяца 28 дней
Откуда: г. Ростов-на-Дону.
Благодарил (а): 1856 раз.
Поблагодарили: 3738 раз.

Сообщение Саша » 14 сен 2019, 09:06 » #2157317

Михалыч, браво :(\(
От чтения невозможно оторваться :thank

За это сообщение автора Саша поблагодарил:
AlexKM (14 сен 2019, 11:10)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97077
Стаж: 17 лет 10 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121939 раз.
Поблагодарили: 27799 раз.

Сообщение AlexKM » 14 сен 2019, 10:50 » #2157350

Саша
Жалею, что не успел выложить вчера, а лучше позавчера. С прошедшим Днем варенья тебя!
Честно говоря, старался каждый день хотя бы пару строчек написать. А сегодня занялся в утра "шлифованием".
Завтра уезжаю в Майкоп (хочется заехать в Гуамское ущелье), во вторник через Шаумяновский и Гойтхский перевалы в Совет-Квадже (может хоть там грибы пособираю), возвращаюсь через МАйкоп - у тетушки хоть и не юбилей, но все же 94 года! А в воскресенье уже в Ростов. Больших планов на рыбалку не строю, хотя хотелось бы опять половить в Белой усача. На море - карася, горбыля, ерша, ставридку, луфаря. Немного поплавать в море - это святое! Думаю, за 2 недели успею все. Еще и время выкрою на продолжение сего чтива. Правда, следующая выкладка по возвращению в Ростов.
Бытие определяет сознание, а основа бытия - рыбалка
Аватара пользователя

AlexKM
Профи

благодарности: 4
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 4)
 
Сообщения: 3688
Стаж: 17 лет 3 месяца 28 дней
Откуда: г. Ростов-на-Дону.
Благодарил (а): 1856 раз.
Поблагодарили: 3738 раз.

Сообщение Саша » 14 сен 2019, 21:52 » #2157530

AlexKM писал(а):Еще и время выкрою на продолжение сего чтива

шлифуй, конечно, просто приятно перекатывать языком во рту читаемое. Это стоит того :thank

AlexKM писал(а):С прошедшим Днем варенья тебя!

Благодарствую smailikai/tup

За это сообщение автора Саша поблагодарил:
AlexKM (05 окт 2019, 02:14)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97077
Стаж: 17 лет 10 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121939 раз.
Поблагодарили: 27799 раз.

Сообщение AlexKM » 05 окт 2019, 02:12 » #2163971

Предложение господина Сухомлинова было тут же утверждено единогласно открытым голосованием, и к Армашеву и Белоусову потянулась целая очередь поздравляющих. Наконец, сквозь толпу пробрался и Сухомлинов. «А теперь, господа, по традиции, прошу пересесть за мой стол. Не беспокойтесь, тесниться не придется. Сейчас ваш столик заменят на бОльший и сервируют его по полной программе. Да и мой стол пока что пересервируют». И уже обращаясь ко всем: «Господа, просьба в зале не курить. Выходим все в фойе и курительные».
Ивану не терпелось переговорить с Армашевым, и он предложил: «Дядя Лукиан, пойдемьте покурим.» На что получил ответ полушепотом: «Не здесь, и не сейчас. И постарайся быть поспокойней, и побольше слушай, а не болтай.»
Перерыв на перекур был короткий, и народ начал возвращаться к столам. Губернский предводитель дворянства тактично поинтересовался у Ивана: «Что будет пить наш молодой друг?» Иван, помятуя о предупреждении Армашева, ответил: «Какое-нибудь легкое белое, типа шабовской «Жемчужины.» Сухомлинов подозвал официанта и предупредил: «Господину титулярному советнику только мозельского рислинга. Всем остальным поблюдно, и по желанию. А сейчас всем голицынского брюта.»
Подождав, пока все усядутся за столами и всем будут наполнены бокалы шампанским, Сухомлинов подозвал секретаря, который шепнул ему несколько слов и передал лист бумаги и коробочку. Зазвучал колокольчик председателя собрания, требуя внимания и тишины. Николай Федорович встал и провозгласил: «Господа, а теперь перейдем ко второй торжественной части нашего собрания. Очень приятно, что губернатором была поручена мне приятная честь зачитать текст Высочайшего Указа о награждении нашего юного члена дворянского собрания, Белоусова Ивана Ильича, мечами и бантом к ордену Святой Анны 3 степени за проявленную храбрость при выполнении своего гражданского долга по обустройству санитарных перевязочных пунктов «Земгора» на передовых позициях полков Юго-Западного фронта, связанного с риском для жизни в связи с непрекращающимися артиллерийскими и пулеметными обстрелами неприятелем. После чего, Сухомлиновым был зачитан текст Высочайшего Указа, в котором был красочно описан Иванов «подвиг», о котором он уже начал и подзабывать. Иван был подозван к Сухомлинову, из рук которого он получил коробочку с наградой и был предупрежден, что сам указ от получит по месту дальнейшей службы после получения оного фельдегерской почтой из Могилева. Затем была пропета здравица в честь Ивана, и по залу разнесся звон бокалов. Поздравление Ивана плавно перетекло в празднование Сочельника. Сухомлинов, одетый в придворный, расшитый золотом, мундир, весь в шелке и муаре орденских лент, блистающий золотом, серебром, эмалью орденов и орденских звезд, тем не менее, более похожий на простого мудрого, убеленного сединами, старика, посадив рядом с собой Ивана, учил его искусству чревоугодия: «Ваня, позвольте Вас так именовать. Искусство чревоугодия, а именно так я называю наши парадные и званые пиршества, предусматривает, с одной стороны, насыщение, даже при отсутствии аппетита, а с другой – сохранение живости в движениях, в уме и речах. Поэтому, уже на этапе закуски, выбирайте закуски, повышающие аппетит, но не самые сытные. Поэтому рекомендую исключить из закусок сыры, ветчину, буженину, не берите паюсную икру, да и икра осетровых в целом очень калорийна. На худой конец, икра красная – лосося, семги, форели, а лучше всего янтарная зернистая золотая щучья икра, малосольная сельдь – атлантическая, мурманская, беломорская, дунайская, донская, донской пузанок, салака, но и соленой рыбой не стоит увлекаться. Соль жажду вызывает, а мы не дамы, чтобы за столом сельтерскую пить. Вот тут и выручают квашеные арбузы, капуста, баклажаны, томаты, огурцы, моченые яблоки, сливы, брусника, тёрен, и чем менее соленые, тем лучше. На званых обедах часто подаются первые блюда. Здесь практически никогда не бывает щей, борщей. Супы-пюре: с цветной, брюссельской капустой, кольраби, спаржей, шампиньонами, сухими грибами (белыми, лисичками, сморчками), трюфелями; супы с лапшой, клецками, ушками, на курином, индюшачьем, гусином бульонах. И, конечно, уха. Не гонись за тройной, стерляжьей, осетровой, семужьей, лососевой, сомовьей ухой. Тут можно взять пример с Высочайших особ. Петр Великий, будучи в Азовском походе, в Воронеже пристрастился к налимьей ухе на бульоне из ерша-носаря. А Александр Павлович Благословенный в Таганроге открыл для себя отварную белугу в ухе из разваренного местного бычка. Александр Третий иногда баловал себя ухой, приготовленной из онежского сущика – мелкого потрошеного, но не чищенного, высушенного без соли в русской печи, окуня. Кроме воды и окуня, в этой ухе при закладке ничего не было – никаких специй, и этим бульоном он запивал пирожки с налимьей печенкой. Говаривал – очень хорошо чарку анисовой или английской горькой перед обедом заесть-запить. Эх, эти чарки, да концентрированные бульоны ему почки и сгубили. А Николай Александрович, будучи в новом Ливадийском дворце на отдыхе, просил приготовить ему суп, по типу французского буйабеза, из черноморских устриц, мидий, креветок и морских ершей, и к нему подавали отварного лаврака и горбыля”.
Если вы думаете, что все это говорилось в форме непрерывного монолога, то ошибаетесь. Празднование Рождественского Сочельника продолжалось. Перемены блюд следовали по ранжиру, бокалы доливались, а при смене блюд менялись и напитки. Если в своем монологе господин Сухомлинов дошел только до первых блюд, то на столе уже заканчивалось второе горячее блюдо. Наступала пора десертов и ликеров. Часть гостей и участников Губернского дворянского собрания уже ушла по-английски. Честно говоря, Иван уже сам не раз намеревался встать из-за стола, чтобы заодно переговорить с Армашовым о времени отъезда, но постоянно был удерживаем Сухомлиновым. Наконец, на выручку ему устремился сам Армашов. «Ваше высокопревосходительство, Николай Федорович. Вы уж позвольте забрать у Вас нашего молодого друга. Время уж позднее, часы уж четверть десятого пробили, а нам еще до гостиницы добираться, спать ложиться – завтра вставать рано, поезд с утра на Елизаветград отправляется. Да и Вам уж к семье тоже пора ехать. И обслуге, небось, до полуночи тоже домой добраться хочется.» С этими словами Армашов забрал из-за стола Ивана и, подхватив свои адреса, бумаги, награды и реликвии, вновь произведенные в дворянское достоинство полудрузья – полуродственники, устремились в фойе.
Если в обеденном зале было даже жарко, то в фойе уже было достаточно прохладно, и в креслах и на диванах предавались Морфею, заодно освобождаясь и от паров Бахуса, отдельные перебравшие дворяне. Быстро одевшись, Армашев с Иваном вышли из Собрания. Тут же подъехал ожидавший их санный возок, укрытый медведями. «В «Эривань,» - скомандовал Армашов, тут же поинтересовавшись у возчика: «Давно ждешь? Замерз?» «Да еще часа не прошло, Ваше благородие. Ну, а замерзнуть, вроде одет тепло, но морозец давит, хоть и снежок идет.» «Тогда поспешай к гостинице, и ступай в тепло, Рождество встречать. А вот тебе и целковый к празднику». «Премного благодарен, Ваше высокоблагородие!» - крикнул возчик и прищелкнул кнутом. Предчувствуя теплую конюшню, торбу с овсом, лошадь быстро понесла возок по заснеженным улицам.
Бытие определяет сознание, а основа бытия - рыбалка

За это сообщение автора AlexKM поблагодарил:
Саша (05 окт 2019, 05:10)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

AlexKM
Профи

благодарности: 4
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 4)
 
Сообщения: 3688
Стаж: 17 лет 3 месяца 28 дней
Откуда: г. Ростов-на-Дону.
Благодарил (а): 1856 раз.
Поблагодарили: 3738 раз.

Сообщение Саша » 05 окт 2019, 05:12 » #2163975

Михалыч, когда и спишь то.
Пишешь великолепно :thank
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97077
Стаж: 17 лет 10 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121939 раз.
Поблагодарили: 27799 раз.

Сообщение AlexKM » 22 окт 2019, 17:09 » #2170433

Сегодня обратил внимание, что данный сказ пишу уже год, а конца-края не видно. Но зато сколько нового узнал за этот год, со сколька родственниками, ранее не знакомыми, встретился или переговорил по телефону. Даже узнал, что кой-какие связи уровня "седьмая вода на киселе" или "через дорогу на присядки", предположительно связывают меня и Светланку.
Бытие определяет сознание, а основа бытия - рыбалка

За это сообщение автора AlexKM поблагодарил:
Саша (22 окт 2019, 23:02)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

AlexKM
Профи

благодарности: 4
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 4)
 
Сообщения: 3688
Стаж: 17 лет 3 месяца 28 дней
Откуда: г. Ростов-на-Дону.
Благодарил (а): 1856 раз.
Поблагодарили: 3738 раз.

Сообщение Саша » 22 окт 2019, 23:03 » #2170693

AlexKM
Михалыч, рад за тебя и за Ланку. Столько сам черпаю из твоего уже Исторического Романа. Представляю, что это значит для Вас smailikai/tup
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97077
Стаж: 17 лет 10 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121939 раз.
Поблагодарили: 27799 раз.

Сообщение AlexKM » 25 окт 2019, 22:40 » #2172266

Как ни быстро домчал возок Ивана до «Эривани», но морозец пробрал его за время поездки до костей. Все - же парадная шинель, нахолонувшая в остывающем кабинете собрания, в сочетании с промокшей от пота под мундиром в жарком обеденном зале рубашкой, не способствовали согреванию в неотапливаемом возке, пусть и под медвежьей, но промерзшей полстью.

У внутреннего крыльца их опять встречал Луаспарон, приготовившийся поздравлять прибывших. Но, увидев обеспокоенного и суетящегося возле возка Лукиана, отослал слуг с подносами и сам спустился вниз. Поняв, что беспокойство обоснованно, увидев сотрясаемого крупной дрожью Ивана, он помог Лукиану поднять Ивана на крыльцо, завести в здание, и сразу начал отдавать распоряжения о подготовке бани, постели, приглашении врача и священника.

Иван совместными усилиями был спущен в баню, раздет догола и уложен в мыльне на обогреваемую мраморную лавку, укрытую простыней. Многоопытный банщик, осмотрев Ивана, в сомнении покачал головой, и сказал что-то Луаспарону. Короткое высказывание вызвало возмущение Луаспарона, и целую возмущенную тираду. Банщик в ответ только хмыкнул и занялся Иваном. И горячие обертывания сухими и мокрыми простынями, и разогревающий массаж со спиртовыми настойками и маслами, и, наконец, прогрев компрессом на все тело с успокаивающим сбором, длительного эффекта не давал – малейшее движение воздуха, даже незначительно охлаждавшее участки тела Ивана, вызывали длительный приступ дрожи, охватывавший все тело. Прибывший врач-армянин, осмотревший Ивана, начал что-то объяснять Луаспарону, вызывая его возмущение. Был вызван и Лукиан, внимательно все выслушавший, но не давший, видимо, окончательного ответа. Наконец, появился священник. Разобравшись, к кому его вызвали, он сначала возмущался, но под убежденными словами Луаспарона и Лукиана сдался, и направил сопровождавшего его диакона в церковь за какими-то необходимыми атрибутами.

Для начала к Ивану был допущен священник, собравшийся начать не очень долгую, но очень специфичную, характерную, наверное, только Армянской апостольской церкви (ААЦ) процедуру усыновления (удочерения) Армянской апостольской церковью крещенного в другой восточной христианской (в том числе и православной) церкви, постулаты которой не противоречат постулатам ААЦ.

К сожалению, к началу данной процедуры Иван все чаще впадал в забытье, не оценивая ни свое состояние, ни окружающее его, и священник прекратил чтение молитвы, так как требовались ответы усыновляемого по ходу молитвы и повторение некоторых фраз. «Есть ли здесь близкие родственники усыновляемого?» - спросил священник. Все ответили «нет», но, тем не менее, повернулись к Лукиану. «Слушаю тебя, Лукиан. Ты его родственник?» «Видите ли, уважаемый тэр хайр, я обещал этому молодому человеку, что отдам ему в жены свою дочь после окончания ею гимназии. Я не знаю, можно ли считать это родственными связями, ведь до окончания дочерью гимназии еще полтора года.» «Уважаемый Лукиан, если Вы не отрекаетесь от своего решения, то Вы можете клятвенно обещать это на библии, и огласить среди присутствующих помолвку Вашей дочери и этого молодого человека. Я благословлю эту помолвку, и нареку Вас нареченным отцом для этого молодого человека. Это решит все проблемы, и я смогу продолжить обряд усыновления церковью. Но усыновление не самоцель, без него мы не только не сможем сочетать браком его и Вашу дочь, но и я не смогу благословить обряд возвращения к жизни, применяемый у нас в Армении к замерзшим путникам, воинам, чабанам в горах. Вы знаете этот обряд?» «Нет, тэр хайр.» «В связи с тем, что Вы посаженый отец, должны будете дать согласие от имени этого молодого человека на проведение этого обряда. Уважаемый Луаспарон, Вы знаете, как проводится этот обряд. Расскажите о нем Лукиану.»

Луаспарон с Лукианом отошли в угол комнаты и Луаспарон начал что-то рассказывать Лукиану. Через некоторое время Лукиан начал размахивать руками, отрицательно мотая головой. Временами слышались возгласы: «Никогда…, чтобы я…, и после этого…, … бедная девочка!» Через некоторое время тон возгласов изменился: «Ну, положим…, ну, не мальчик…, … сам такой…, … если ради жизни…, … а ты – сутенер.» И, наконец: «Ладно, уговорил.»

Наконец Лукиан вернулся к священнику, и сказал: «Я готов. Я согласен. Господа, прошу Вас сохранить это действо в тайне. И обещайте, что Иван никогда не узнает, что то, что с ним произошло, было с моего согласия.» Все клятвенно пообещали хранить все в тайне. Лукиан повернулся к священнику и сказал: «Тогда, тэр хайр, начинаем."
Бытие определяет сознание, а основа бытия - рыбалка

За это сообщение автора AlexKM поблагодарил:
Саша (26 окт 2019, 20:32)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

AlexKM
Профи

благодарности: 4
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 4)
 
Сообщения: 3688
Стаж: 17 лет 3 месяца 28 дней
Откуда: г. Ростов-на-Дону.
Благодарил (а): 1856 раз.
Поблагодарили: 3738 раз.

Сообщение AlexKM » 25 окт 2019, 23:11 » #2172281

Я не буду описывать этот обряд. К сожалению, мне не удалось на нем присутствовать, как и не удалось «удочерить» в лоне Армянской апостольской церкви мою Светланку во время нашего путешествия по Армении в 2015 году. В то время мы еще не были расписаны в ЗАГСе, но уже была потребность почувствовать себя едиными перед Богом. Законы Армении позволяли это, более того, свидетельство о венчании имело равную силу в гражданском праве со свидетельством о браке. Правда, было одно препятствие – я был крещен в ААЦ, а Светланка – в Русской православной церкви. Но оно устранялось обрядом «удочерения» Светланки армянской церковью. В итоге – в 2018 году после официальной регистрации брака в ЗАГСе мы венчались – в Русской православной церкви (и мое «усыновление» не потребовалось).

Сначала Лукиан дал на библии клятвенное обещание помолвки своей дочери Антонины с Иваном Белоусовым и бракосочетание их после окончания ею гимназии, произнесенное в присутствии двух свидетелей – врача и Луарсаба (теперь один из них должен был участвовать в дальнейшем в их венчании в качестве кавора (крестного отца). Помолвка Антонины и Ивана была освящена тэр хайром (святым отцом). Теперь Лукиан стал близким родственником Ивана, и мог представлять его перед Богом.

Начался обряд «усыновления». Когда священником были прочитаны все необходимые молитвы, и Лукиан ответил на все вопросы – «да», затем прочитав на армянском «Символ Веры» Армянской апостольской церкви, священником, с сопровождавшим его диаконом, был проведен над Иваном обряд миропомазания в Армянской церкви, проводимый сразу после крещения. Теперь Иван был готов к загробной жизни. Но ведь всем хотелось чтобы он выздоровел. И Лукиан от имени Ивана дал согласие на проведение обряда «возвращения к жизни», и удалился к себе в номер.

Два дежурных банщика, с чисто номинальной помощью Луаспарона и врача, перенесли Ивана из правого (мужского) отделения бани в левое (женское). Дежурные банщики остались для помощи в среднем предбаннике, разложив на столе свой немудреный харч и выпивку – Сочельник все же. А Иван попал сначала в руки уже возрастной, умудренной опытом, банщицы. Она осмотрела его, послушала дыхание, сердце, подержала руку на пульсе, сунула руку под простыню, ощупывая и оценивая Ивана. Наконец, покачав головой, сказала: «Совсем плохой, очень уставший мальчик. И совсем он не замерз. Просто очень устал от жизни, взвалил на себя ношу, взрослому мужику не под силу. Все, точнее почти все, работает, тело еще жить хочет, а душа говорит – оставьте меня, я устала, дайте телу умереть, чтобы я отдохнула. Он уже согрелся, только в сердце и в арнантам лед. Вот вам, молодым, этот лед и растопить нужно, чтобы радость жизни, и ее желание, опять в душу вернулось.” – сказала она, стоявшим у стены, и потупившим взор, двум молодым армянкам, на которых и был возложен этот обряд.

Банщица осмотрев постель, разложенную в предбаннике, тут же потребовала убрать, как их тогда называли, «бумажные» простыни, а постелить либо шелк, либо овчины, и принести одеяла, тоже из выделанной овчины. «Луспарон, подари молодайкам сорочки шелковые. Они, вижу, впервые с чужим мужчиной лягут, пусть даже ради святого дела. Поначалу стесняться будут, а потом, когда пропотеют – сами снимут.» А вы, девушки, должны понять – вернуть к жизни, вернуть к желанию жить человека, можно только великой любовью. Если не можете это сделать наяву – представьте, что это ваши умирающие мужья, и вы таким образом его спасаете. Согреть его не телом нужно – сердцем и пуцем. И запомните, если со сна он обнимет тебя сзади и не туда попадет, не отстраняйтесь – масло под руками – оботрите арнантам маслом, возьмите его в ладонь, и, как бы, сами введите – на ладонь глубину уменьшите так, а ему главное – головку засунуть. Не лишайте его этой радости. Но помните – если он еще не готов, и не хочет – никакой лишней активности, сами его анрнантам в пуц не засовывайте. Это его душа сама должна этого захотеть. И помните – если понесете после этого обряда – это божий ребенок. Ведь вы не только еще одну душу зачали, но и еще одну жизнь спасли.

Ладно, нечего дело затягивать – идите мыться, чтобы чистыми были, как перед первой ночью, и хорошо маслом натритесь, чтоб тело им и травами-благовониями пропиталось, и чтоб тела скользили, что снаружи, что внутри (пуц только снаружи натирайте). Не девочки, сами понимаете. А я пошла – Рождество праздновать пора – дела все сделаны.
Бытие определяет сознание, а основа бытия - рыбалка

За это сообщение автора AlexKM поблагодарил:
Саша (26 окт 2019, 20:35)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

AlexKM
Профи

благодарности: 4
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 4)
 
Сообщения: 3688
Стаж: 17 лет 3 месяца 28 дней
Откуда: г. Ростов-на-Дону.
Благодарил (а): 1856 раз.
Поблагодарили: 3738 раз.

Сообщение AlexKM » 26 окт 2019, 10:22 » #2172384

Об обряде.

По правилам, при этом обряде, кроме выполняющих его двух, желательно вдовых, либо «возрастных» незамужних женщин в возрасте от 20 до 30 лет, не являющимися его родственниками, находящимися вне периода месячных кровотечений, желательно, имеющим детей, и одного (одной) помощника (-цы), обеспечивающего их маслами, благовониями, бельем, едой и питьем, производящим уборку, и самого «виновника», никто не присутствует. Обряд может длиться от нескольких часов до нескольких дней, до возвращения больному «вкуса к жизни», либо до его смерти.

В итоге в крайнем (левом женском) отделении бани остался Иван и приглашенные Луаспароном две вдовые работницы его пекарни, потерявшие своих мужей, служивших в армянском ополчении, еще зимой 1915 года. Молодые, всего-то 20-ти с небольшим лет, женщины, не изнуренные тяжелым трудом и многочисленными родами, с не успевшими оплыть фигурами и, наоборот, налитыми, требующими мужских ласок, формами (волнующим животом, широкими бедрами, пусть уже и не стоячими, но налитыми грудями с торчащими, но уже кормившими, сосками).

По настоящему познакомиться друг с другом эти женщины смогли только в этой бане, усердно намыливая, потом смывая и вытирая друг друга. Тела, давно не видавшие ласки, вдруг раскраснелись, груди налились, соски, покраснев, вызывающе торчали даже сквозь пушистые банные простыни. А когда они начали натирать друг друга маслом с благовониями, временами из уст то одной, то другой, вырывался сладострастный стон. Чтобы как то отвлечься от этих ощущений, с одной стороны пробуждавших воспоминания о давно прошедших днях редких бессонных ночей с мужьями, а с другой стороны, подготавливавших их тела к необходимым действиям в отношении чужого мужчины. В конце-концов, одна из них не выдержала, и сказала: «И все-таки, никак не могу представить себе, что я должна сейчас ласкать другого мужчину, кроме моего Кеворка. Да и мой Кеворк был совсем другой – мужчина, а не этот мальчик.»

«Говорят, сегодня этот мальчик получил большие награды от губернатора – стал чиновником для особых поручений, получил орден, а к нему еще и мечи – за службу на фронте. Видно всего навидался и натерпелся, а более всего, горя человеческого. Хотел расслабиться, забыть обо всем, да горе и не дало о себе забыть. А слышала, Лукиан за него свою дочь отдает. Гимназию закончит – и под венец. Говорят – красавица.» «Не знаю. Слышала, она в Херсоне еще ни разу не была. А ты-то сама, не в ее ли годы замуж выскочила?» «Что ты – раньше. Мне еще 23 нет, а сыну уже скоро 5, да дочке уже скоро 2 будет. Хорошо, все дети живы-здоровы. А то как вспомню, как от Карса в Ереван бежали – как дочку не скинула, сама удивляюсь. А мне этот Иван, наоборот, моего Погоса напоминает. С виду тщедушный, а жилистый, легкий. На коне не скачет – летит. Он в ячейке Дашнакцютун был. Еще до войны рейды в Западную Армению делал. От курдских шаек, которые турки на армянские села посылали, наших братьев защищал. Ничего, туркам их шалости с курдами еще икнутся. Курды, под шумок, в армянских селах тогда и турецкие дома грабили, а если кто из жильцов в домах был – тоже вырезали, а потом на дашнаков списывали. Не о том я сейчас. Помню, Погос из рейда вернется, я его накормлю, в бане искупаю, а потом мы, зимой ли, летом ли – на всю ночь на сеновал. Если зимой, только шубы овчинные, да бурку возьмем, и до утра друг друга греем. И как опять сразу не забеременела, когда дочь кормить грудью перестала? А у тебя как с Кеворком было?
Бытие определяет сознание, а основа бытия - рыбалка

За это сообщение автора AlexKM поблагодарил:
Саша (26 окт 2019, 20:37)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

AlexKM
Профи

благодарности: 4
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 4)
 
Сообщения: 3688
Стаж: 17 лет 3 месяца 28 дней
Откуда: г. Ростов-на-Дону.
Благодарил (а): 1856 раз.
Поблагодарили: 3738 раз.

Пред.След.


Вернуться в Семья, детство

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика