прогулки в прошлое

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Сообщение mss » 19 апр 2013, 16:09 » #815069

Мост Ильина
В конце 30-х годов XX века строительство перемычки между железными дорогами Архангельск – Москва и Мурманск – Ленинград длиной 353 км вдоль Белого моря было стратегической необходимостью.
Стройку было поручено организовать Обозерско-Сорокскому управлению ОГПУ, и максимальное количество заключенных на строительстве доходило до 59 тысяч человек. Людей начали доставлять в деревню Малошуйку в 1938 году для развертывания строительства в центральной части дороги. По рассказам очевидцев, которым теперь за 80 лет, была построена временная узкоколейная железная дорога от устья реки до будущих объектов стройки.
Вагоны со стройматериалами, заключенными тащили небольшие паровозы, прозванные «вертушками».
Проект моста через речку Малошуйку был закончен проектным институтом «Союзтранспроект» в 1938 году, и в следующем году началось его строительство.
Размеры моста: длина 76 метров, высота 23 метра.
Приняли его в эксплуатацию в 1941 году.
Руководил стройкой молодой инженер-железнодорожник Василий Васильевич Ильин, как тогда говорили, вольнонаемный. По завершении стройки его призвали в армию под Ленинград, где он вскоре и погиб. Его дочь Алла родилась в 1942 году.
Она выросла обаятельным и добрым человеком.
Сейчас она живет в Мурманске. Жизнь у нее сложилась – любимый муж ходил в море капитаном рыболовного судна, двое прекрасных детей, внуки. Но об отце и деде в их семье, которого она никогда не видела, не осталось совершенно ничего.
Вот и решил я съездить в Малошуйку, чтобы найти какую-нибудь материальную память об инженере Ильине. Все разрешилось как нельзя лучше. Старшим дорожным мастером ПЧ-22 оказался мой дальний родственник, а непосредственным исполнителем работ по содержанию моста – его зять. У них осталась после ремонта так называемая фасонная связь с дырками для клепки, из которой и были взяты образцы металла, из которого сделан мост. Также любезно мне дали и листок из проекта моста, чему я был безмерно рад. Он же из 1938 года! Этот лист, не сомневаюсь, много раз держал в руках инженер Ильин.
Теперь этот металл и листок отправлены дочери в Мурманск и, надеюсь, будут храниться у нее, детей и внуков как бесценная память об отце и деде.
Не дает мне покоя и отсутствие сведений о безвестных строителях железной дороги, памяти о них. Так, отрывочные воспоминания. А я ведь мог бы с детства, при желании, многое узнать, записать, но другое было в голове, к сожалению.
Навсегда с детства врезался в память рассказ дяди Миши Кондратьева о том, как он еще мальчиком прополз под колючей проволокой (а ведь и постреливали), для обмена табака на хлеб.
Один из пожилых заключенных, украинец, взял его на колени, погладил по голове и заплакал: «Тебя, дитятко, я держу на коленях последний раз. Больше не придется». Кстати, почти аналогичное воспоминание и у А. Чижовой, жительницы Беломорска: «Гоняли их на работу этапами, очень много людей. Мы, дети, подойдем поближе, а они старались дотронуться, по голове погладить. Ведь у каждого где-то свои такие же остались...» Или рассказ о публичном расстреле польского кзендза за отказ от работы на стройке.
На всем протяжении дороги несколько лет назад появился только один памятный знак жертвам репрессий – гранитный камень, установленный в районе станции Вонгуда...
В. А. КУЗЬМИН. 17/04/2013
http://pravdasevera.ru/?id=1051785983
Аватара пользователя

mss
Супер-профи

 
Сообщения: 6092
Стаж: 13 лет 6 месяцев 25 дней
Благодарил (а): 2185 раз.
Поблагодарили: 679 раз.

Сообщение mss » 27 апр 2013, 02:30 » #822367

В Северном морском музее расскажут историю теплоходов
26.04.2013
Первый в мире теплоход был спущен на воду 110 лет назад. К этой дате приурочена новая выставка Северного морского музея «Идет теплоход».
«Золотой век» теплоходов пришелся на 1960-1980-е годы прошлого столетия: именно в это время происходит техническое обновление флота, который начинает быстро пополняться целыми сериями судов.
Выставка «Идет теплоход» раскрывает наиболее яркий период в истории морского торгового флота СССР, когда паровые суда окончательно уходят в прошлое, а Советский Союз становится лидером морских перевозок среди других стран.
Это целый пласт в истории нашего края. Благодаря теплоходам развивался не только Архангельский морской порт, с их работой было тесно связано развитие всей области: экономики, лесной и бумажной промышленности, — говорит Александр Гагарин, директор Северного морского пароходства с 1986 по 2002 год. — Наша обязанность — рассказать молодому поколению богатую историю северного судоходства. Нам есть, чем гордиться.
— В рамках новой выставки мы впервые представили значительную часть музейных коллекций, — рассказывает директор Северного морского музея Татьяна Маслова. — Гости музея познакомятся с редкими фотографиями и документами, уникальными предметами судового оборудования, приборами и инструментами.
Кроме того, посетители выставки узнают о технических особенностях теплоходов и традициях судостроителей. Как выглядит судовая радиостанция 60-х годов? Зачем моряки хранят горлышко от разбитой бутылки шампанского? Кем были «крестные матери» судов? Выставка отвечает на эти и многие другие вопросы.
По словам заместителя министра культуры Архангельской области Андрея Фомина, новая выставка — очередной этап на пути к формированию постоянной экспозиции Северного морского музея «Тысячелетие Северного мореплавания», которую планируют открыть уже в этом году. Средства на это заложены в государственной программе Архангельской области «Культура Русского Севера (2012 — 2015 годы)». Кроме того, по федеральной целевой программе «Культура России (2012 — 2018 годы)» в 2013 году на создание постоянной экспозиции музея выделено 3,9 млн рублей.
Министерство культуры Архангельской области
Аватара пользователя

mss
Супер-профи

 
Сообщения: 6092
Стаж: 13 лет 6 месяцев 25 дней
Благодарил (а): 2185 раз.
Поблагодарили: 679 раз.

Сообщение mss » 07 апр 2014, 20:47 » #1058887

70 лет назад в Архангельск прибыл конвой под названием JW-58
05.04.2014
Ветеран Великой Отечественной Юрий Будиев 5 апреля 1944 года встречал конвой JW-58 в порту Бакарица. Тогда он был 16-летним мальчишкой. Учился в школе юнг.
............................................................................................
В коллекции морского музея Архангельска экспонатов, которые имели отношение именно к этому конвою, не сохранилось. Но спустя десятилетия, историки могут с уверенностью сказать - самолётов и танков, которые в Архангельск и Мурманск доставили конвоем JW-58 хватило бы, чтобы обеспечить целую армию. Сопровождали конвой 30 военных кораблей. У них помимо защиты транспорта, были ещё несколько важных задач. Одна из них - уничтожение знаменитого "Тирпица" - самого большого корабля ВМФ Германии. В ходе операции удалось вывести его из строя на три месяца.
(Видеоматериал подготовили: Татьяна Вергилес. Сергей Телов)
http://www.pomorie.ru/news/70-let-nazad ... pod-nazvan
Аватара пользователя

mss
Супер-профи

 
Сообщения: 6092
Стаж: 13 лет 6 месяцев 25 дней
Благодарил (а): 2185 раз.
Поблагодарили: 679 раз.

Сообщение mss » 23 сен 2014, 11:33 » #1163179

Порт назначения Архангельск

http://www.pomorie.ru/tv/film/port-nazn ... arhangelsk


phpBB [video]




http://www.youtube.com/watch?v=pgqojKfcZ38#t=776
Аватара пользователя

mss
Супер-профи

 
Сообщения: 6092
Стаж: 13 лет 6 месяцев 25 дней
Благодарил (а): 2185 раз.
Поблагодарили: 679 раз.

Сообщение mss » 25 сен 2014, 23:14 » #1164762

«ПОМОРСКИЙ НАТЮРМОРТ: ВРЕМЯ. ЛЮДИ. ВЕЩИ»


В Музее изобразительных искусств состоится открытие выставочного проекта «Поморский натюрморт: Время. Люди. Вещи» из собрания Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

Термин «поморский» для нас сейчас — это вербальное воплощение нашей исторической памяти, самоидентификация себя и своих земляков по общему историческому и социально-культурному прошлому. «Натюрморт» (фр. nature morte — «мёртвая природа») — мир вещей, воплощенный в художественном образе. Предмет в натюрморте не только носитель информации, но и источник эстетического наслаждения, эмоционально-значимая составляющая бытия.

«Поморский натюрморт» — это синтетический музейный проект. Выставка представит предметы поморского быта из коллекции народного искусства Русского Севера; работы современных народных мастеров, основанные на традиционной культуре; графические и живописные произведения архангельских художников разных лет — Бориса Копылова, Нелли и Валерия Таргонских, Ивана Котова, Василия Рождественского и др.

В состав экспозиции войдёт раздел «Личные вещи», где будут представлены памятные предметы с историями известных людей нашего города.

Важной частью арт-проекта станет детский областной конкурс «Чаще смотри на Север», организованный совместно с Детской художественной школой № 1 города Архангельска. В него включены такие номинации, как «Поморский натюрморт» и «Поморская композиция». Открытие выставки конкурсных работ состоится 24 октября в 17.00.

Кроме того, в рамках выставки у посетителей появится возможность создать свой мобильный фотонатюрморт из старинных предметов.

«Поморский натюрморт» поможет зрителю ощутить ежедневную жизнь помора, поморской семьи, поморского селения; очертить географию взятого региона, показать природно-климатическую среду, духовную основу жизни, быт, ежедневные занятия, одежду, хозяйственную и артельную деятельность.

Авторы проекта не ставят перед собой цель полно показать поморские быт и культуру. Они предлагают лишь задуматься, лишь приоткрыть, лишь прикоснуться к этому великому наследию. Особенно в Год культуры в России, когда есть возможность показать роль Русского Севера в сохранении общенациональной русской культуры.

Выставка будет работать с 26 сентября. :thank
http://www.dvinainform.ru/culture/2014/09/23/28271.html
Аватара пользователя

mss
Супер-профи

 
Сообщения: 6092
Стаж: 13 лет 6 месяцев 25 дней
Благодарил (а): 2185 раз.
Поблагодарили: 679 раз.

Сообщение mss » 27 ноя 2014, 00:09 » #1215650

Сегодня - 120 лет со Дня рождения Ивана Папанина
Сегодня исполнилось 120 лет со Дня рождения Ивана Папанина. Великий географ, полярник - в начале войны наладил работу Архангельского порта, был фаворитом Сталина и получил две звезды героя Советского Союза. Ивана Папанина ученые называют самородком. Полярник, доктор географических наук, дважды герой Советского союза - все это о нем. Главный подвиг своей жизни он совершил на льдине, где была установлена первая в мире дрейфующая станция "Северный полюс".

(Видеоматериал подготовили: Иван Литомин, Сергей Телов, Алексей Круглов)
phpBB [video]


http://www.pomorie.ru/news/segodnya---1 ... na-papanin
Аватара пользователя

mss
Супер-профи

 
Сообщения: 6092
Стаж: 13 лет 6 месяцев 25 дней
Благодарил (а): 2185 раз.
Поблагодарили: 679 раз.

Сообщение mss » 27 ноя 2014, 00:12 » #1215654

Деревянные мостовые
Особенно не проехать по этой дороге в распутицу - весной и осенью. Кстати, именно осень раньше, да и сейчас тоже доставляла нашему городу немало хлопот - грязь, лужи, мгла. Как ни странно, раньше спасали от этих неудобств деревянные мостовые, а не каменные. Но почему они так мешали, что государь Николай Первый издал специальный для Архангельска указ, запрещающий строительство деревянных мостовых? Об этом Дмитрий Юрков.

phpBB [video]

http://www.pomorie.ru/tv/events/--arhan ... -8-9-10-11
Аватара пользователя

mss
Супер-профи

 
Сообщения: 6092
Стаж: 13 лет 6 месяцев 25 дней
Благодарил (а): 2185 раз.
Поблагодарили: 679 раз.

Сообщение mss » 02 дек 2014, 23:55 » #1221797

При реставрации расписных потолочных перекрытий 19 века специалисты обнаружили подпись автора

При реставрации расписных потолочных перекрытий 19 века Георгиевской церкви Кенозерского национального парка, московские специалисты обнаружили подпись автора. О неожиданном открытии было заявлено после скрупулёзных исследований. И всё же архангельские искусствоведы не спешат согласиться с авторством уникального "неба". Знаменитые кенозерские "небеса" - живописные своды часовен и церквей с библейскими сюжетами - ярчайшая грань художественного наследия Русского Севера. Считалось, что мастерам, которые расписывали "небо", было не принято ставить своих подписей, поскольку их рука - продолжение руки Бога. И всё же находились смельчаки. Несколько лет назад в Кенозерском национальном парке был установлен первый автор "небес". Автограф обнаружили на одной из граней часовни Николая Чудотворца в деревне Усть-Поче. Его поставил Фёдор Захаров Иок. И вот новое открытие!
(Видеоматериал подготовили: Светлана Синицына, Александр Крючков, Михаил Коряпин)
phpBB [video]



http://www.pomorie.ru/tv/events/pri-res ... rekritiy-1
Аватара пользователя

mss
Супер-профи

 
Сообщения: 6092
Стаж: 13 лет 6 месяцев 25 дней
Благодарил (а): 2185 раз.
Поблагодарили: 679 раз.

Сообщение mss » 19 дек 2014, 11:45 » #1237342

Взгляни в глаза войны
Фото пресс-службы Архангельского краеведческого музея.jpg
Фото пресс-службы Архангельского краеведческого музея.jpg (54.68 КБ) Просмотров: 1251

Фото пресс-службы Архангельского краеведческого музея
В Гостиных дворах открывается мультимедийный историко-документальный проект, посвященный 100-летию начала Первой мировой войны.
28 декабря в 15 часов в Архангельском краеведческом музее в рамках проекта «От Победы к Победе» состоится открытие мультимедийного историко-документального проекта «Взгляни в глаза войны. Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях, документах».

Организаторы выставки — министерство культуры Российской Федерации, правительство Архангельской области, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Российское военно-историческое общество, Архангельский краеведческий музей.

Первая мировая война стала первой в истории человечества войной, чей зримый образ оказался с полнотой запечатлен в кинохронике и фотографиях, снятых по обе стороны фронта. И через 100 лет они являются главным источником, позволяющим с помощью мультимедийных технологий в прямом смысле слова «взглянуть в глаза войны». Ужас и нелепость войны — главный урок выставки, посвященной самой важной юбилейной дате 2014 года — началу Первой мировой войны. Масштабный выставочный проект был реализован при содействии Российского военно-исторического общества в августе 2014 года в МГВЗ «Новый Манеж» (г. Москва). Первый регион России, экспонирующий мультимедийно-выставочный проект — Архангельская область.

В залах историко-архитектурного комплекса «Архангельские Гостиные дворы» посетители увидят серию из 17 документальных фильмов, основанных на уникальных кадрах кинохроники, услышат музыку из фонда Государственного архива кинофотодокументов.

Тематические интерактивные панели погрузят в исторические события войны через подлинные документы, кинохронику, фотографии, письма, карты важнейших сражений, свидетельства очевидцев, открытки и плакаты из музеев и архивов России, Украины, Белоруссии, Сербии, Германии и Великобритании.

При подготовке проекта использовались редкие материалы 15 российских и 13 зарубежных музеев, архивов, галерей и организаций.

Выставка позволит включить зрителя в театральное пространство, построенное на основе новейших режиссерских разработок и мультимедийной техники, по-новому увидеть и осмыслить целую эпоху в истории России и всего мира.
:thank
Аватара пользователя

mss
Супер-профи

 
Сообщения: 6092
Стаж: 13 лет 6 месяцев 25 дней
Благодарил (а): 2185 раз.
Поблагодарили: 679 раз.

Сообщение mss » 19 дек 2014, 23:56 » #1238309

В Северном морском музее расскажут о гибели знаменитого ледокола «А. Сибиряков»
ru.wikipedia.org.jpg
ru.wikipedia.org.jpg (44.88 КБ) Просмотров: 1200


В Архангельске состоится встреча с общественным руководителем «Карской экспедиции», действительным членом Русского Географического Общества Шулининым Сергеем Владимировичем.
На встрече будут представлены сенсационные итоги экспедиции, прошедшей в сентябре 2014 года, — определение точных географических координат места гибели знаменитого ледокольного парохода «А. Сибиряков» и судов конвоя БД-5 — транспорта «Марина Раскова» и тральщика «ТЩ-114».
Во встрече примут участие родственники членов экипажей этих судов, ветераны Северного Морского Пароходства и историки Архангельска. Приглашаются все заинтересованные лица. Телефон для справок: 20-55-16
Адрес музея: наб. Северной Двины, 80

Для информации:

Ледокольный пароход «А. Сибиряков» участвовал в Карских товарообменных экспедициях 1920-х годов. В июле — октябре 1932 г. впервые в мире течение одной навигации осуществил сквозное плавание по Северному Морскому Пути. Начальник экспедиции — О.Ю. Шмидт, научный руководитель — В.Ю. Визе, капитан «А. Сибирякова» — В.И. Воронин. В том же году «А. Сибиряков» был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
25 августа 1942 года ледокольный пароход «А. Сибиряков» провёл героический бой с линкором «Адмирал Шеер». «А. Сибиряков» погиб в неравном противостоянии, но флага не спустил. Погибло около 80 членов экипажа и пассажиров.
Переданный с «А. Сибирякова» сигнал о появлении немецкого рейдера помог спастись во льдах пролива Вилькицкого 14 судам каравана и подготовиться гарнизону о. Диксон к отражению атаки «Адмирала Шеера».
Конвой БД-5 (Белое Море — Диксон, № 5) в составе транспорта «Марина Раскова», тральщиков ТЩ-114, ТЩ-116, ТЩ-118 вышел из Молотовска (ныне Северодвинск) 8 августа 1944 года. На борту «Марины Расковой» находились 417 человек: экипаж, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, в том числе женщины и дети. В числе пассажиров были военнослужащие Беломорской Военной флотилии и гражданские специалисты, работавших в системе Главного управления Северного морского пути (ГУСМП).На грузовом пароходе было размещено более 6000 тонн продовольственных и технических грузов для Карской военно-морской базы (Карской ВМБ), «Нордвикстроя» и полярных станций ГУСМП.
12 августа 1944 г. в Карском море вблизи о. Белый немецкой подводной лодкой был потоплены транспорт и тральщики ТЩ-118, ТЩ-114.
Трагедия унесла по данным на сегодняшний момент 378 жизней советских военнослужащих и работников тыла из числа 752 участников конвоя, погибло 253 военнослужащих, проходивших службу на тральщике ТЩ-114, ТЩ-118, 37 авиабазе ВВС Беломорской военной флотилии, Карской военно-морской базе и 19 вольнонаёмных 37 авиабазы ВВС БВФ. Погибли дети и большинство женщин. Были потоплены 2 тральщика и транспорт «Марина Раскова».

События, произошедшие 12 августа 1944 г. в 60 милях от острова Белый, являются самой трагической страницей внутренних конвоев в истории Великой Отечественной войны в Арктике, сообщает пресс-служба музея.
http://www.dvinainform.ru/culture/2014/12/19/30998.html
Аватара пользователя

mss
Супер-профи

 
Сообщения: 6092
Стаж: 13 лет 6 месяцев 25 дней
Благодарил (а): 2185 раз.
Поблагодарили: 679 раз.

Сообщение alexxxxx77 » 20 дек 2014, 00:04 » #1238324

Изображение эти снимки вообще как то в стороне !! вы че!? сами фотографы стены землей засыпали!?
Аватара пользователя

alexxxxx77
Супер-профи

 
Сообщения: 6267
Стаж: 12 лет 8 месяцев 13 дней
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 890 раз.
Поблагодарили: 1140 раз.

Пред.След.


Вернуться в История Севера

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика