Устьянский фольклор

Модератор: Землячка

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Сообщение петрович51 » 04 окт 2010, 22:56 » #275711

По порядку.Слыхали про Адама и Еву,яблоко,ребро.Но у нас яблоки не растут и вот северный вариант.
Сотворение человека.
Жили-были два брата, бог да сотона. Жили они в одной избе, а наголо (постоянно) ссорились. Вот, и вздумали они мир творить. Что бог сотворит, сотона, на зло ему, что-нибудь худое придумает. Бог скот разный сотворил, а сотона сотворил паутов (овод), да комаров, да мух, чтобы скот кусали. Да создал он волков, да медведей, чтобы скот поедали. Бог птиц сотворил, чтобы они этих паутов, да мух, да червей поедали; а сотона сотворил змей да сычей (коршунов), чтобы тех птиц истребляли. Вот, так все друг другу на зло и делали.
Они по очереди творили-то. Вот, надошла очередь богу. Бог сотворил людей. Натяпал из глины, вдунул им душу, да и поставил на печку сушиться, а сам спать лег. А людям он наказал, чтобы из избы не выбегали.
С сотоной у них к тому времени было разделенось. Тот все н?покась (назло) делал, так бог его из избы-то выгнал, да погреб ему дал. Тот в погребе и жил.
Вот, спит бог, храпит, только гром гремит. А сотона подкрался, да отворил двери, да и говорит потихоньку:
- Охти мне, люденьки, сколь у вас в избе-то небаско (некрасиво): глины-то везде натяпано.Бежыте-ко на улицу-ту. Коль здесь баско да хорошо-то! Птички поют, цветочки цветут.
Ну, кои подурняя (поглупее) были из людей, так те и побежали. А до этого не было ни мужиков, ни баб, все были одинаковые. А в том-то, вишь, сразу разница была - кои поумняя были, кои подурняя. Вот побежали кои подурняя на улицу, а сотона встал за ободверинку с топором. Как побежит мимо его какой человек, тюк да тюк - в промежноги. Издыроватил всех, кои подурняя, и бает (говорит):
- Будьте вы бабами, делайте все на зло мужикам.
Встал бог, поханькал, поханькал, да делать нечего. Прилепил он остальным людям по шишке, да и говорит:
- Затыкайте бабам дыры, плодите новых людей!1
Аватара пользователя

петрович51
Профи

 
Сообщения: 4621
Стаж: 14 лет 4 месяца 13 дней
Откуда: Архангельская обл.Устьянский р-он
Благодарил (а): 218 раз.
Поблагодарили: 1405 раз.

Сообщение петрович51 » 04 окт 2010, 23:06 » #275715

Лешаки.

"Лешаки родятся от лешаков, как и люди. Женятся они не только на лешачихах, а попадет какая русская девка, так женятся и на них. Может леший ходить к бабе и для любови. Только таких баб леший убивает, чтобы не было ребенка. У одной псаломщицы умер мужик. Леший и стал ходить под видом мужа. Только она не поддалась.
- Сотвори, - говорит, - воскресну молитву.
- Я не умею.
- Как не умеешь? Ведь ты псаломщиком был.
- Забыл.
- Ну, так я сама сотворю.
Начала говорить, он и пропал. Нигде не стало. И ходить больше не стал. А поддайся бы, и пропала бы навеки.

Лешие живут в лесах, да на чистях, на зыбучих болотах. У них фатеры есть, еще лучше, чем у людей. Мы их не видим. Лесуют тоже лешаки, как и люди. Есть у них и скот, тоже невидимый, дедко Дарюшка сидел раз у озера, рыбу удил, и пошло из озера скота, - шибко много, все комолый, с лысинами на мордах. Живут лешаки всяко. Есть богатые, есть и бедные. Лошади у них хорошая. Сбруя самолучшая. Ездят с колокольцами, да с буркунцами (бубенчиками).

Раз Мореходке(прозвище) шел с двумя лешаками с Долгих Мостков,да до Кырканды. Показались сперва кокшарами( с Кокшеньги), с коими он пировал тот день на Повосте(д.Алфёровская или с.Дмитриево,стояла церковь Дмитрия Солунского,при ней кладбище-погост,в народе звали деревню-Повост). Шли, шли да и пошли в лес, отошли да и захохотали. Тут он только догадался, что лешие, а не кокшары.

Уводят они часто ребятишек маленьких, а бывает, что и больших парней да девок. На Ерге у Харитона увели парнишка лет десяти. Понес батьку хлеб. Батько-то за полем дрова рубил. Мать сбранила - долго сряжается.
- На,неси, - говорит, - тебя лешей. Скоро ли ты и срядишься то?
Ушел и ушел, и у батька не бывал. Ходили искать по следу,по снегу. Сперва следы шли лапотные, а тут видно, что разулся да шел босиком. След потерялся на широком горильце (горелое место), где снегу не было. Ворожили, так сказали, что в живности, а где в живности, кто его знает. У лешака ужто (видно).

Егорко наш сказывливал, как лешачья свадьба ехала мимо его лесобной избушки. Звону-то, бряку-то, говорит, было! Все на тройках, с колокольцами, сбруя хорошая, дуги резные, золоченые. Кони все вороные, хорошие. Сами лешаки да лешачихи пьяные, кричат, поют. Его звали с собой, да он побоялся, не поехал.

На Больших-то Мостках, в болоте, бывала раньше лешачья деревня. Потом все тут выгорело, болото высохло и леших не стало, ушли куда-то. Тут раньше постоянно каго-нибудь (не разборчиво).
По ночам вовсе нельзя было ходить.
Ириха сказывала, что нанялась она раз в пестуньи, а ребенка-та этого мать обругала перед тем: "Унеси тя леший!" Так все и боялись, что унесет. Мать ушла на мельницу. Ночью приходит леший.
- Отдай, - кричит с улицы, - просуленое. Надрожжалась, говорит, я. Потворила молитв. Отец-то книгу взял да читать да читать молитвы-те. Лешей-то схохотал.
- А, - говорит, - испужались. И ушел.
лешие раньше часто обменивали детей. Принесет чурочку и оставит вместо ребенка, а настоящего ребенка унесет к себе. Ну, чурка и растет вместо ребенка, только ума в ней нет. От этого обмены-то(придурковатые) и бывают.

Отец мой, покойник, увидал раз ночью на Больших Мостках своих братьев. Кричит им: "Подождите!", а они идут да идут.
Он осердился, заматюкался. Они обернулись, топнули в болотину, так его всего грязью и очехнуло с ног до головы. Это лешаки были, а братья-та и из дому не выходили.
1 Обмен - идиот, кретин.
Аватара пользователя

петрович51
Профи

 
Сообщения: 4621
Стаж: 14 лет 4 месяца 13 дней
Откуда: Архангельская обл.Устьянский р-он
Благодарил (а): 218 раз.
Поблагодарили: 1405 раз.

Сообщение петрович51 » 04 окт 2010, 23:12 » #275717

Бывальщины" о леших, колдунах и проч.
Фольклор о леших и колдунах . Для последней цели впереди расположены рассказы более или менее близкие к действительности, конечно, к действительности под магическим углом мировоззрения. Для нас некоторые из этих рассказов понятны, хотя совсем под другим углом зрения, под углом зрения явлений психоза - галлюцинаций, самовнушения,сумашествия.
М.Романов"Устьянский Фольклор"

№ I Как лешаковна увела парня
"Один парень лесовал на Кизиме (название одной местной реки)жил в избушке один. А дома у него была подружка. Он о ней думал порато (очень). Вот, приходит он раз с лесу в избушку,а в избушке сидит его подружка.
- Я, - говорит, дома сказала, что на Березник к тетке пойду гостить, а сама к тебе пришла.
Прожили они вдвоем в избушке с неделю. Она ушла домой.
Полесовал парень еще недолго, да тоже домой вернулся. На вечеровках спрашивает у своей подружки:
- Узнали дома-та, что ты была у меня в лесу? Та ж шары выпелила (глаза выпучила).
- Что ты!? Окстись; Когда я у тебя была? Никуда я из дома не уходила. У кого хошь спроси. Парня так и ошеломило.
- Неужто не была?
- Нет, не была. Это гостья (галлюцинация) у тебя была, либо лешаковна.
После этого парень забоялся не только лесовать, а и на улицу один вечером либо ночью никогда не выходил.
Раз ходил он на никольски (праздник Николы) на Мехреньгу. Шел пьяный по большим мосткам. Да видно встретила его тут лешаковна и увела к себе. На Горице видели, что прошел мимо, а в Кырканду не пришел. Так и пропал парень. Искали всей деревней, да нигде и следов не нашли.

За это сообщение автора петрович51 поблагодарил:
Yuri-inz (28 сен 2014, 10:11)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

петрович51
Профи

 
Сообщения: 4621
Стаж: 14 лет 4 месяца 13 дней
Откуда: Архангельская обл.Устьянский р-он
Благодарил (а): 218 раз.
Поблагодарили: 1405 раз.

Сообщение петрович51 » 13 окт 2010, 19:05 » #278657

№ 2Лешачьи девки

Ехал один мужик из Кырканды на Повост. Был он маленько пьян. Едет по Большим Мосткам, доезжает до ворот, вдруг, из стороны,
болота, набежало девок. Наимались, насадились к ему в кресла (розвальни). Студено, а, они в одних сарафанах и все белые, как снег. Он испужался, не знает, что делать, а они хохочут. Доезжают до ворот. Видит, - навстречу ему едут на паре лошадей, - только дуга звеет (сверкает), да колокольцн
набрякиват. А дуга высокая, до верхней перекладины ворот достает. Кони хорошие, большие.
Он отворотил в сторону. Пара проскочила мимо, только колоколец спел. Девки от него из кресел все перескочили к этой паре в сани. Только гром пошел по болоту, как куда-то в сторону уехали. Приехал мужик домой, кое-как из кресел вышел, добрался до избы, упал на пол, да после того и на ноги не вставал. Вскоре и помер.
1 Григорий Спир. Шестаков, д.Кырканда. Рассказывали и другие. Исчезновение парня на почве сумашествия было, очевидно, фактом.

№ 3 Тропина избушка

Был в Кырканде мужик, Тропой звали, хороший лесник. Старик уж был, а все больше в лесу проживал. Вот, поставил он раз новую избушку лесобную верх Кизимы. Хорошая была избушка, большая. Пришел он раз с лешни вечером, устал, сварил каши,
наелся и спать лег на полок. Только успел легчи, вдруг, лес зашумел, застонал, засвистало что-то, загайкало, да как хряснуло чем-то по избушке, так вся избушка и затряслась.
- Тропа, « кричит кто-то на улице, - убирай избушку! Не на место поставил, на дорогу.
Выскочил Тропа из избушки, смотрит: пара за парой едут лешаки в тарантасах, только копыта стукают, да колокольцы поют. Дорога-та у них прямо на избушку была.
Ну, делать нечего. На другой день собрался Тропа, да уехал
домой в лодке. Созвал своих ребят, да и переставил избушку маленько в сторону. После того ничего в той избушке не бывало И теперь в ней тропины внуки лесуют.
1 Григ. Спир. Шестаков, д.Кырканда

№4 Лешачья девушка

Есть в Михалеве колдун, как пойдет на зайцев, так, сколько петель наставлено, в икажную заяц попадет. А другой мужик из той же деревни никогда не может поймать ни одного зайца. Вот, он и поконался (попросил) колдуну этому:
Научи, как зайцев ловить.
- Что учить? Завтра пойдешь, так сколько надо принесешь. Только пока в лес ходишь, назад не оглядывайся.
Вот, поставил мужик петли. Пошел назавтрие. Во всех петлях по зайцу. Вот, мужик и думает:
- Что такое? Что такое? Что бы оглянуться? Зайцев-то мне хватит. Больше не надо.
Оглянулся. Видит, идет за ним по снегу голая девушка. Вот она и бает (говорит) ему:
Говорено тебе было, чтобы не оглядывался. Теперь сам виноват.
И пропала. Испугался мужик, зайцев бросил, да бегом домой.
Через несколько дней умер от страху.

2 Герасим Паршин, дер.Мехреньга

№ 5 У лешаков в дому

Есть на Ерге мужик, теперь старик уже. Он про себя рассказывал, он только что женился, молодым еще был мужиком. Вот,
поссорился он над чем-то с матерью. Мать и скажи ему:
- Леший бы тебя взял где-нибудь в лесу! Ему и задумалось. Как в лес пойдет, так на ум и падет. Забоялся. Ну, а лесовать-то пришлось одному в избушке. Вот,
раз вечером после лешни растопил он в избушке печку, навесил котелок, да и вышел на улицу. Только успел дверь притворить
у избушки, вдруг, налетел вихорь, подхватил его и понес. А потом оказалось -* мужик большой, выше лесу.
Принес к дому, дверей нет, а только нора под закладное
бревно.
- Ползи! - говорит мужик, который его принес.
Залез, смотрит - большая изба, хорошая изба, чистая. А в ней лешачья семья живет. Ребятки маленькие в избе на полу
играют. Старик седаной на печи лежит. За заборкой молодая баба обряжается. Вот, сел он на кончик лавки. Баба эта прошла мимо его, да и шепчет:
- Не ешь ничего, так домой воротишься, а поешь - здесь останешься. Я тоже была русская, да мать прокляла, а леший и унес., Я за него в замуж вышла. Ребятки-та мои.
Вот, собрали обедать. Всего на стол наставили, как на большой пировой праздник. Садят его, угощают. Он сесть-то сел, а есть не ест. Его угощают, а он не ест. Старик и говорит:
- Он до парницы охоч.
Принесли парницы. Он и парницы не ест. Старик схохотал:
-* Ну, догадлив ты, паре.
Потом и говорит своему сыну, который принес:
- Унеси его обратно, да не ушиби.
Не знаю, говорит, долго ли носило, а только в избушке
угодье уж потухло, в котелке похлебка застыла и снегом двери
у избушки замело.

1 Григ.Спир.Шестаков, д.Кырканда.

№ 6 Ссора из-за белки

Да вот, Гришка-то из Заболотья, тоже вот дело-то случилось, так кто знает, как рассудить, лесовал. Попалась векша (белка). Никак он ее сострелить не может. Стреляет, а она только дразнится да плюет. А тут собака какая-та белая подбежала, лает.
Гришка-та всяко изругался. Ну, и лешего тоже не раз помянул.
Ну, сострелил все-таки векшу, положил за пазуху2. Вдруг
вышли два мужика откуда-то, и мужики знакомые, с Ерги.
- Отдавай векшу!
Гришка не отдает. Вот, один и говорит другому:
- Дай ему, Ванька, слева.
- Дал бы, - говорит другой, - да не той стороной стоит.
Потом как грохнуло его чем-то, так и упал. Долго ли лежал, не знает. Встал. Смотрит - верховица разорвана и белки нет. Едва домой выбрался, весь разбитый, да так и помер, не мог поправиться.
Кто его знает: раньше постоянно кто-то что-то увидит, а ныне ничего не стало. Верить в лешего не стали, так и не
стало его.
Аватара пользователя

петрович51
Профи

 
Сообщения: 4621
Стаж: 14 лет 4 месяца 13 дней
Откуда: Архангельская обл.Устьянский р-он
Благодарил (а): 218 раз.
Поблагодарили: 1405 раз.

Сообщение петрович51 » 21 окт 2010, 19:17 » #281562

№ 7 Леший приемыш

/сказка/ Живал-бывал когда-то старичок. Он ушел в лес, построил избушку. Живет там, да богу молится. Вот, поздно ночью молится
он, а под окошкам, вдруг, маленький ребеночек заревел. Откуда ему взяться-то? Может нечистый дух, а может и в самом деле парничек. Мало ли бывает, что девка родит, да не знает, куда девать, так подбрасывает. Сжалелось ему парничка, он и принес его в избу.Стал он парничка кормить. Рос парничек не по дням, а по часам. Вырос парничек. Стал его старичок учить. Выучил хорошо и читать и писать. Стали они в церковь ходить, молитвы петь. Все молитвы поет парничек хорошо, только воскресни молитвы не может. Как запоют воскресну молитву, так он в щель уползет.
Вот поглянулась (понравилась) парничку на деревне одна девка. Пришел он домой и стал проситься у старичка жениться. Старичок согласился. Сосватались. Пиво заварили. Старичок пошел звать на свадьбу своих сестер. У него было три сестры, жили в дережна.
Пришел он к первой сестре. Та посулилась прийти на свадьбу. Пошел к другой. Та тоже посулилась. Пошел к третьей. Рассказал ей все. Она тоже посулилась. А как пошел домой, сестра ему говорит:
- Ты не той дорогой поди домой-то. Есть от нас прямая дорога, ближе.
Старичок пошел этой дорогой, да и заблудился. Блудил, блудил
по лесу. Стало темнаться. Видит - дом стоит, большой, хороший. Окна да двери крашеные. Он зашел в этот дом, никого в доме нет. Он встал за печку. Мало времени прошло, и набежало в дом лешаков. Вот, и его приемыш прибежал. Тут жила его мать. Мать спрашивает
- Где ты был?
- Я был у старичка.
И рассказал как у старичка живет, да как ладит (собирается)свадьбу рядить (играть). Мать говорит:
- Ну, ладно, что двоих приведешь.
- Приведу, да надо домой бежать. Надо там пиво караулить.
Вот он и убежал. Старичок тоже потихоньку вышел, да за ним и пошел. Пришел домой. Назавтрие был какой-то праздник. Они пошли в церковь. Перед обедней старичок подошел к попу и говорит:
- Вон, видишь тот парень. Он воскресной молитвы боится. Как станут петь, так он уползет в щель. Он лешачей породы. Надо его в щели уморить.
Вот, надошла обедня. Стали воскресну молитву петь. Парень и залез в щель. Поп подошел к щели, да и кадит туда, да воскресну молитву поет, кадит да поет. Парень запищал там, как комар. Попищал, попищал, да и помер.

1 и 3 Николай Шестаков, дер. Усть-Кизима.
2 Местные охотники носят сверх шубы холщовые рубашки, верховицы, за пазуху рубашки, подпоясанной ремнем, кладется добыча.

№ 8 Коновал и лешачиха
/бывальщина/
Ехал коновал со смолой на ярмангу в Красный Бор. Ехал, ехал волоком между маламсой и шоломеныо, да и затемнал. А кресла у него все разбились: дорога была шибко колотовата. Середь волока стояла лесобная избушка. Он и задумал ночевать в этой избушке. Роспряг лошадь. Развел огонь в печке, лошадь сена ей подал. Сидит, да похлебку варит. Чует, кто-то вздыхае под полком. Он и спрашивает:
- Кто тут? Вылезай.
Вылезла баба с ребенком.
- Ты что тут делаешь?
- А тебя дожидалась. Ты, говорят, шептать хорошо знаешь,
так пошепчи-ко моему ребеночку. Он ревет все ночи.
- А кто ты такая? Почему знала, что я сюда приворочу?
- Я лешачиха. Чтобы ты приворотил, так я нарочно кресла у тебя изломала. Мужик мой будет, так он тебе новые кресла представит.
Ну, коновал пошептал. Ребеночек замолчал. Вдруг, шум пошел по лесу. Заходит в избушку мужик в черной шубе, в красном кушаке. Опрашивает у бабы:
- Ну, что, заговорил?
- Заговорил.
- Ну, так что тебе надобно, дядя? - спрашивает леший у коновала.
- Что надо! Кресла-та вот представь. Твоя же баба изломала.
- Кресла тебе готовы. На улице стоят. А ежели кто к ним привязываться будет, позови только лешего Ивана.
Ночевал тут коновал. На утро вышел, запряг лошадь в новые кресла. Кресла хорошие, полозья дубовые. Навалил бочки со смолой и поехал. Приехал в Красный Бор. Встал на ярманге в
ряд с другими смолокурами и ждет покупателей. Подходит ватага мужиков. Один и опознал кресла-та, да и спрашивает:
- Ты, дядя, где эти кресла взял? Мои кресла-та. Сегодня ночью кто-то с повити упер.Другие мужики тоже подтвердили, что кресла его.
Коновал не знает, что и говорить. Кто поверит, что леший кресла дал?! Ну, признали, что он украл кресла. Заявили в волостное правленье. Утащили коновала в кутузку. Сидит коновал и думает:
- Вот так леший Иван! Связывайся вот с ихним братом!
Только подумал это - вдруг, летит по Двине тройка, а в ней губернатор. Подкатила к правленью. Старшина выбежал, писарь. А губернатор и из саней не выходит. Кричит:
- Где мужик, что кресла ночью с повити потерял? Привели мужика.
- Ты потерял сегодня кресла с повити?
- Потерял.
- А твои они?
- Мои.
- А ты не отдавал их никому?
- Нет, не отдавал.
- А когда ты полозья гнул, да у тебя полоз соскочил, так ты что сказал?
- А возьми вас леший и креслица-та.
- Ну вот, лешему ты отдавал значит?
- Отдавал.
- Ну вот, я и взял их, да этому мужику-коновалу и отдал. Сейчас выпустить его из кутузки и отдать кресла. Нето я у вас
все правленье по бревнышкам разворочу.
Так и выпустили коновала, и кресла отдали1.
1 Василий Рогачев, дер. Кырканда.

1 Григорий Спир. Шестаков, д. Кырканда.
Аватара пользователя

петрович51
Профи

 
Сообщения: 4621
Стаж: 14 лет 4 месяца 13 дней
Откуда: Архангельская обл.Устьянский р-он
Благодарил (а): 218 раз.
Поблагодарили: 1405 раз.

Сообщение Амвросий » 25 окт 2010, 13:01 » #282988

петрович51
Спасибо, очень интересно. Есть ли еще? Где-нибудь это опубликовано?
Берегите Природу!
Аватара пользователя

Амвросий
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1184
Стаж: 13 лет 5 месяцев 4 дня
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 161 раз.
Поблагодарили: 104 раз.

Сообщение петрович51 » 30 окт 2010, 14:52 » #285385

Амвросий писал(а):Есть ли еще? Где-нибудь это опубликовано?

Даже не знаю,что и сказать насчет публикации этой рукописи.Слышал,что хотели издать,надо уточнить.Вот ее содержание.
М. РОМАНОВ
1. ФОЛЬКЛОР УСТЬИ
/очерки/
Пережитки древних эпох в фольклоре и быте северной деревни
СОДЕРЖАНИЕ
От автора стр.2-3
Очерк первый, лики древних богов
1. Боги стихий
2. Бытовые боги
3. Духи болезней и борьба с ними
4. Заговорные слова, употребляемые для лечения и предупреждения болезней
5. Духи вод и лесов стр.35
6. "Бывальщины" о леших, колдунах и проч.
7. Миф о страдающем и воскресающем божестве
Очерк второй. Канонизированный фольклор. Областные стр.50
культы Севера и древние торговые пути
1. Канонизация фольклора
2. Областные культы времени феодализма
3. Первичные культы
4. Киево-новгородский культ Перуна
5. Ростовский Велес и боги Тмутаракани
6. Культ Георгия на Ваге и Двине
7. Охотничьи и пастушьи заговорные слова стр.70
8. Единство происхождения культов Устюга, Усьи и Вятки
9. Скандинавское происхождение культа Прокопия
Очерк третий, отражения христианства в фольклоре
1. Духовный фольклор стр.80
2. Составные элементы в воззрениях на загробную жизнь
3. Причитания над покойниками
4. Сказание об антихристе и кончине мира
5. Фольклорные отражения истории церкви на Севере стр.90
6. Фольклор, отражающий упадок и отмирание религии
Очерк четвертый. Плач рабыни
I. Варяги на Руси. Работорговля
Очерк пятый. Свадебный обряд
1. Сватанье
2. Уговорка и девичник
3. Утренние и вечерние причитания невесты
4. Песни о женской доле
5. Причитания невесты по различным частным случаям
6. Последняя баня невесты
7. "Поезд"
8. "Вышибание" невесты
9. "Вывод" невесты
10. Передача красоты и обряд с сеном
11. Последний девичник
12. Прощание невесты
I3. Свадьба в доме жениха и "хлебины"
14. Заключение
Очерк шестой. Ребенок северной деревни в фольклоре и быте
1. "Поносы" и "приносы"
2. Первая баня ребенка
3. Крестины
4. Заговоры и меры против ревливости и болезней ребенка
5. Колыбельная песня
6. Ребенок младшего возраста
7. Ребенок старшего возраста
Очерк седьмой. Коновальский обряд............... нет
1. Коновальский обряд
2. Некоторые заговорные слова, употреблявшиеся коновалами
Очерк восьмой. Исторический фольклор ........... нет
1. Древние и неопределенные времена
2. Былина об устьянском воеводе Бедяеве
3. Исторические времена и лица
Очерк девятый. Лирика
1. Любовь мужская
2. Любовь женская
3. Разлука
4. Измена
5. Брак
6. Песни на другие лирические темы
Очерк десятый. Песни хороводные, плясовые шуточные
1. Хороводные песни
2. Плясовые песни
3. Шуточные песни
Очерк одиннадцатый. Частушки
1. Семья, колхоз
2. Товарищеская среда, комсомол
3. Наряды, подарки
4. Вечеровии, игрища
5. Первая любовь
6. Любовь легкомысленная и любовь серьезная
7. Любовь покорная и любовь гордая
8. Брак
9. Любовь и брак в колхозной деревне
10. Старая рекрутчина и Красная Армия
11. Отходничество, лесозаготовки, пятилетка
12. Школа, учитель, образование
Очерк двенадцатый. Сказки....................... нет
Аватара пользователя

петрович51
Профи

 
Сообщения: 4621
Стаж: 14 лет 4 месяца 13 дней
Откуда: Архангельская обл.Устьянский р-он
Благодарил (а): 218 раз.
Поблагодарили: 1405 раз.

Сообщение петрович51 » 30 окт 2010, 15:13 » #285390

№ 9
Женитьба у лешего /сказка/

Раз ребята сбились об заклад.
- Никому не сходить в студеную баню ночью.
- Я схожу!
- Не сходить!
- Схожу!
Вот и пошел один. Зашел в баню, хотел камень с каменки взять, Вздруг, кто-то схватил его за руку и говорит:
- Возьми меня в замуж, нето удавлю.
- Ну ладно, возьму.
- Запряжешь двенадцать лошадей, возьмешь двенадцать парней, да и поезжай в самую полночь в согру (болотистый лес).
- Ну ладно, приеду.
Отпустила на его. Пришел парень домой и запечаловал, а невыполнить обещания боится. Выпросил он у соседей двенадцать лошадей, нашел в поезжане двенадцать парней и поехали. Доехали до согры, заехали в болото. Дорога оказалась широкая, гладкая. Видят - стоит дом большой, хороший. Подъехали к дому. Из дому выбегают люди, встречают, коней выпрягают, жениха с поезжанами в дом ведут, за стол садят.Вот, сидят они. Их угощают, а невеста ходит да возы кладет.Все двенадцать подвод разным именьем наклала. Пришла в избу и говорит жениху:
- Ты позови старика-та на свадьбу. А как станешь прощаться, так наотмашь дай ляпу (пощечину), да и сам скорее убегай.
Жених стал прощаться. Позвал старика,- Приезжай, дедушке, на свадьбу.Стал руку подавать, да как дал ляпу, да и сам побежал. В дверях поторопился, да полу и прихватил дверями. Невеста выхватила нож и отрезала полу. Вскочили на лошадей и уехали. Выехали из болота, воротились в деревню еще до утра. Навезли разного именья видимо-невидимо.
Вот, начали свадьбу рядить, дедушке лесной тоже пришел на свадьбу с огромадной посудиной пива. Сам ходит, да всех гостей угощает. А посудина-та была серебрянная братыня. Попадья и опознала посудину-ту. У них была совсем такая, да давно кто-то украл. Она и шепчет попу.
- Смотри, наша посудина-та. Старик захохотал:
- Ха-ха-ха-ха! Посудина-та ваша, да ведь и девка-та ваша. А у тога попа-та задолго до того леший девушку унес. Они и опознали теперь в ней свою дочь, в невесте-то. Вот, и запировали тут пуще прежнего.

№ 10
Женитьба у лешего /версия времен НЭПа/
В одной деревне жили мужик да баба. У них был сын, Григорий. Вот, Грише исполнилось 20 лет и он задумал жениться. А жили они бедно. Никто за него нейдет. Вот, раз Гриша с двумя товарищами, Тишкой да Мишкой, пошел в другую деревню на вечеровки. Гриша отстал от товарищей, идет один и думает:
- Никто нейдет за меня, хоть у лешего женись. Вдруг, стоит перед ним старичок и говорит:
- Так что, женись. Я отдам за тебя девку. Ты - парень хороший, из тебя толк будет, хоть ты и небогат. Пойдем со мной.
- Пойдем.
Пошли, дошли до болота. Стоит пень смолевый. Старик говорит Грише:
- Скидывай крест да пояс. А Гриша был комсомолец.
- Нет, - говорит, *- у меня ни креста, ни пояса.
^- Ну, так пойдем.
И вот уж перед ним не пень, а железная ограда, а за оградой большой двухэтажный дом. Выбегают какие-то люди, подхватывают их под руки и ведут в верхний этаж. Старик подходит к столу и говорит:
- Закуски и выпивки третьего сорту!
Вдруг, на столе показалось чего душа желает. Старик говорит:
- Ну Григорий, выпей да закуси, а сейчас приведут и невесту. Сегодня посмотришь, а завтра, если понравится, приходи сватать.
Сидит Гриша. Ведут невесту, девица красивая, нарядная.Села с ним рядом. Григорий посидел, поговорил. Она ему очень понравилась. Посулился он на другой день приехать свататься. На дорогу старик ему подает:
- На-ко бутылочку. Товарищей своих угостишь. Взял Гриша бутылочку и пошел на вечеровки. Товарищи спрашивают
- Где был?
- К лешему ходил невесту смотреть. Завтра свататься пойду. Пойдемте в товарищи.
А те, как выпили из бутылочки-то, всякий страх к лешему потеряли, веселые стали.
- Пойдем, Гриша, обязательно пойдем.
У Гришина отца был конь, Воронко, едва ноги волочил. Отец хотел уж с него шкуру снимать. Запрягли они коня и поехали. И что такое с конем сделалось - совсем другой стал: шея дугой,
бежит, так все сдерживать надо. По всей волости такого коня нет. доехали они до смоливого пня. А дедко их уж дожидается.
^ Скидывайте, ребята, кресты да пояса.
- Да их у нас и нет. Мы ведь комсомольцы. И вот, опять перед ними ограда, а за оградой дом большой. Заехали они в ограду. Выбежали какие-то люди. Коня у них увели
на конюшню, а их повели в горницы. Старик стукнул по столу кулаком:
- Закуски и выпивки второго сорта!
На столе появилось чего душа желает. Посадили ребят за стол, угощают. Пришла невеста, села рядом с женихом. Угостили как следует. Старик подает им сукна на три тройки.
- Вы парни небогатые. Нате, закажите к свадьбе по тройке. А ты, Григорий, возьми вот эти деньги и пошли отца в город.Пущай наберет он к свадьбе что только нужно. А завтра приезжайте по невесту.
Распрощались ребята, поехали домой. Заказали портному тройки к завтрашнему дню.
-" Ладно, - говорит портной, - готово будет.
Отец уехал в город за покупками. Ребята легли спать. Проснулись. Портной уж тройки принес. Ребята оделись как следует. Красные банты прицепили, значки, честь честью, как комсомольцам полагается. Отец приехал из города с товарами. Мать да сестра Гришины начали все к свадьбе стряпать. Гриша с товарищами собрались и поехали. Подъезжают к двухэтажному дому.Опять встречают их честь честью.Выходит дедко, стукнул кулаком по столу:
- закуски и выпивки первого сорта!
Появилось на столе чего душа желает. Пришла невеста. Посидели, выпили, закусили и стали собираться ехать. Дедко и говорит невесте:
- Ну, спасибо тебе, Настя, за твою службу. Дарю тебе сундук с приданым. А тебе, Григорей, изготовлена коляска. Поезжай, а ежели что неладное случится, скажи только: "Где дедко?" Пусть рассудит верой правдой".
- Ну, дедушке, - говорит Григорий, - приезжай на свадьбу.
- Нет, где попы кадят, там лешие не сидят. Терпеть не могу поганого поповского духу.
- Так у меня ведь попа-то не будет. В церкве-то мы, комсомольцы, не венчаемся. Из-за бедности, да из-за этого мне и невесты-то не давали.
- Ага, ну ладно; Если захочешь, чтобы мы пришли на свадьбу, так, как будешь заходить в избу, махни левой рукой, двери с петель слетят. Зайдешь в горницу, опять махни левой рукой. Все окна вылетят. Тогда мы явимся. Только видеть нас будете ты, да твои товарищи, а больше никто не увидит.
Вот, выходит Гриша на улицу. Видит - стоит коляска, вся лакированная, только светится, запряжена тройкой. Сел Гриша с невестой в коляску, а товарища в тарантас к Гришину коню. Приехали домой. Народ собрался со всей волости. Всем охота посмотреть на лешаковну. Да и свадьбы без попа тоже в то время еще нечасто случались. Приехал тут и самый богатый, купец из города. Гриша только подъезжает к дому, а он и выскакивает, кричит:
Стой! Это моя коляска. И кони мои. Сегодня у меня ночью из конюшни украли.
Гриша вылез из коляски и говорит:
- Где дедко? Пусть рассудит верой правдой. Вдруг, появился дедко и подходит к купцу.
- ты ездил третьего дни на этих конях и в этой коляске?
- Ездил.
- Опрокинули они тебя?
- Опрокинули.
- Что ты сказал?
- Я сказал: леший бы вас взял!
- Ну вот, я и взял, да Грише и отдал. А ежели ты тут будешь еще шуметь, так напущу я на тебя вихорь. Он тебя еще не так прокатит, как эти кони. Убирайся скорее домой!
Купец испугался и уехал, дедко тоже пропал куда-то. Вот,Гриша входит в избу, махнул левой рукой. Слетели с петель двери. Вошли в горницу, опять махнул рукой. Вылетели все окна. И нашло в горницу людей - полным-полно, и нанесли они всякого питья, да кушаний, да всякого добра, что столы ломятся1.
1 Николай Абрамов, д.Кырканда.
Аватара пользователя

петрович51
Профи

 
Сообщения: 4621
Стаж: 14 лет 4 месяца 13 дней
Откуда: Архангельская обл.Устьянский р-он
Благодарил (а): 218 раз.
Поблагодарили: 1405 раз.

Сообщение Yuri-inz » 28 сен 2014, 13:33 » #1166109

петрович51 писал(а):Егорко наш сказывливал, как лешачья свадьба ехала мимо его лесобной избушки. Звону-то, бряку-то, говорит, было! Все на тройках, с колокольцами, сбруя хорошая, дуги резные, золоченые. Кони все вороные, хорошие. Сами лешаки да лешачихи пьяные, кричат, поют. Его звали с собой, да он побоялся, не поехал.


Мои родственники жили в позапрошлом (уже) веке в Ижме, что за Архангельском находиться. Деревня тогда была окружена изгородью и в хорошую метель дороги в город не было. Вот какой был рассказ, его я лет 15 назад слышал. На святки в Ижме пошли девушки гадать на суженного. Перед святками была метель и все дороги так замело, что следов никаких не было несколько дней, и погода была не очень. И вот одна девушка пошла гадать и вышла за ограду деревни. В доме слышали, что раздался звон бубенцов-колокольчиков, какие на санях с лошадьми весят. Прошло время, народ вышел, девушки нет, и видно было что сани проезжали. Народ вернулся, прошло еще немного времени, снова раздался звон колокольчиков. Народ уже побежал к воротам. В воротах стояла девушка вся белая, ничего сказать не может. Побежали по следам саней, следы дошли до леса и оборвались. Что произошло девушка так рассказать и не смогла. Вскоре она умерла.
Аватара пользователя

Yuri-inz
Мастер

 
Сообщения: 820
Стаж: 10 лет 1 месяц 12 дней
Откуда: Архангельск, Соломбала
Благодарил (а): 487 раз.
Поблагодарили: 528 раз.

Сообщение петрович51 » 07 янв 2021, 13:15 » #2318146

Романов М.И. - ФОЛЬКЛОР УСТЬИ Фольклорные отражения истории церкви на Севере
Введение христианства встретило сильный отпор со стороны населения киевской, а, особенно, новгородской Руси. Разгорелась острая и упорная борьба. Не имея сил отстоять своих древних богов, некоторые из приверженцев древних богов бежали в глухие леса севера. Этого рода колонистами заселено было среднее течение Усьи. Древняя языческая вера держалась здесь долго и подавлена была только силой оружия. Об этом кое-где сохранились предания. Одно из таких преданий относится к холму около деревни Малой Мяткурги, имеющему форму погребального кургана. Приведу его.
ПЕРУНОВА МОГИЛА
"Тот холм называется теперь Горбыш, а раньше звали его Перуновой могилой. Прежние люди верили какому-то не нашему богу Перуну. Жили раньше русски все в Новгороде, а как стала хрестьянская вера наставать, так многие из Новгорода убежали сюда. Их в Новгороде теснить стали. Вот, приехали сюда и поселились. Сделали тот холм, поставили на ем Перуна, да и молились ему. Тут и кладбище у них было. Только на могилах крестов не ставили, а камней груды наваливали, чтобы, видно, покойники не вставали да людей не ели. Я еще помню эти каменницы-то. Теперь их тут не стало, а в лесах кое-где есть еще1. В каменицы старые люди укладывали клады, только нельзя их было взять. Слово надо было знать, с которым клад был заложен. А где его теперь узнаешь? Я сам видал в каменицах воршки. Только в них ничего, кроме пеплу да костей не было.
Ну вот, и жили они, значит, здесь, был у них с собой волшебник, вместо попа у них был. Как затоскуют о Новгороде, соберутся к этому волшебнику в избу. Он что-то сделает, слово какое-то скажет, да и велит смотреть в окно.
- Ну, смотрите! Вон он Новгород-то наш.
Выглянут, а Новгород тут и есть, совсем как у них на улице.
Ну, насмотрятся и опять ничего нет. А им полегче, как дома побывали.
Раз они пировали на свадьбе. Выпили, разговорились о прошлой жизни в Новгороде, и придумалось посмотреть опять на него. Стали просить волшебника. Он и показал. Смотрят в окна, а Новгород-то весь в огне, горит, полыме так и пышет, дым, люди бегают, кричат, а сделать с огнем ничего не могут. Ну, и жаль им Новгорода, волшебник взял стакан пива, пошептил над ним, да и вылил за окно. Огонь-то сразу и затух, а немного погодя и дыму не стало.
Вот, и вздумалось им узнать, увериться, что так все и было. Послали они одного своего мужика в Новгород, чтобы тайно сходил туда, да все проведал. Ну, мужик этот пришел в Новгород, спрашивает.
- Был ли у вас в такой-то день пожар?
- Был.
- А как загасили?
- А наехал какой-то богатырь на черном коне с чашей в руке. Опрокинул он чашу, полился дождь. Бее дождем & задало. Наши попы говорят, что это Егерей Храбрый.
Мужику-то и забедно стало, что их колдун загасил, видно
Перуна насылал гасить, а попы говорят - Георгий. Он и начал спорить со всеми.
- Не Георгий гасил, а наш Перун. Кабы Егерей, так на белом, а не на черном бы коне приехал.
Вот, его схватили, да и привели к царю. Он и царю то же говорит:
- Мы вам пожар загасили, а не попы. Перун, а не Егерей. А царь за попов стоял. Он осердился, да и говорит:
- А, так вы вон куда убежали со своим Перуном! Да еще и выхваляетесь, что пожар загасили.
Этого мужика сказнили, а на Усью послали войско. Пришло войско, окружило деревню.
- Сдавайтесь;
- Нет, не сдадимся!
Огородились они деревянной оградой на том холму, наволочили солому, зажгли, да тут все и сгорели. Бабы только кои остались с маленькими ребятками. От их и народились новые жители".

1( Каменицами на усье называются кучи камней, обычно, лежащих не в одиночку, а группами. В каменицах встречались горшки с остатками сожженных трупов, но не всегда. Вероятно, в некоторых случаях труп хоронился, и каменица воздвигалась над могилой.

Кровавое крещение Руси. Как это было
https://taboo.su/istoriya/istoriya-rusi ... -bylo.html
Аватара пользователя

петрович51
Профи

 
Сообщения: 4621
Стаж: 14 лет 4 месяца 13 дней
Откуда: Архангельская обл.Устьянский р-он
Благодарил (а): 218 раз.
Поблагодарили: 1405 раз.



Вернуться в Музыка

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика